Древние Боги
|
||
Да, прямохождение было
первым условием, без которого не могли произойти последующие морфологические и
функциональные изменения в развитии головы и верхних конечностей. Но из
прямохождения нельзя извлечь все это, как фокусник вынимает кролика из шляпы.
При наличии прямохождения могли быть такие трансформации, однако в других
случаях продолжение могло оказаться и иным. Вот это и показывают находки. Леруа-Гуран писал под
непосредственным впечатлением открытия "зинджантропа", несомненного
австралопитека, но, как в тот момент думали, создателя галечных орудий,
найденных поблизости. Потом выяснилось, что орудия эти следует связать с другим
видом, названным по случайным стратиграфическим обстоятельствам "
презинджантропом", но стоящим морфологически ближе к человеку. Однако и
тот и другой – прямоходящие. Целая ветвь прямоходящих высших приматов –
мегантропы и гигантопитеки – безусловно не имела орудий. Некоторых астралопитековых
можно связать хоть с элементарнейшими орудиями, других, телесно не менее
развитых, – нет оснований. Оказывается, вертикальное положение не всегда
является признаком человека, даже если считать таким признаком только
искусственную обработку камней. Сложившуюся в связи с
этим ситуацию весьма тщательно рассмотрел советский антрополог М. И. Урысон. Он
признает за аксиому, что человека отличает изготовление и использование орудий,
но показывает невозможность связать появление этого признака с какими бы то ни
было существенными анатомическими изменениями. Ни прямохождение, ни строение
верхних и нижних конечностей, ни зубная система, ни объем и форма мозговой
полости черепа не засвидетельствовали этого сравнительно анатомического
барьера, или рубикона. Допустим, мы формально
удовлетворимся этим критерием: многие антропологи согласились называть людьми
все те живые существа, которые изготовляли искусственные орудия. Среди находок
ископаемых можно отличить, приматов, хотя бы грубо оббивавших гальки, от
анатомически сходных, но не обладавших этим свойством. Отсюда с легкостью
извлекаются понятия "труд", "производство",
"общество", "культура". Однако ведь главная
логическая задача состоит как раз не в том, чтобы найти то или иное отличие
человека от животного, а в том, чтобы объяснить его возникновение. Сказать, что
оно "постепенно возникло", – значит ничего не сказать, а увильнуть.
Сказать, что оно возникло "сразу", "с самого начала", –
значит отослать к понятию начала. В последнем случае изготовление орудий оказывается
лишь симптомом, или атрибутом, "начала". Но наука повелительно
требует ответа на другой вопрос: почему? Всмотримся поближе в
логическую ошибку, которая постоянно допускается. Берется, например,
синхроническое наблюдение Маркса над различием строительной деятельности пчелы
и архитектора. Поворачивается в план диахронический: "С самого начала
человек отличался от животного тем...", или "человеческая история
началась с того времени, как наши предки стали..." Словом, постоянный атрибут
человека и начало истории выводятся друг из друга. Почему, почему, почему,
вопиет наука, человек научился мыслить, или изготовлять орудия, или трудиться? |
||