Древние Боги
|
||
Меньше всего я приму
упрек, что излагаемая теория сложна. Все то, что в книгах было написано о
происхождении человека, особенно, когда дело доходит до психики, уже тем одним
плохо, что недостаточно сложно. Привлекаемый обычно понятийный аппарат до
крайности прост. И я приму только обратную критику: если мне покажут, что и моя
попытка еще не намечает достаточно сложной исследовательской программы. О
сложности я говорю тут в нескольких смыслах. Сложность изложения – самое меньшее
из затруднений. Сложно объективное строение предмета и сложно взаимоотношение
совокупности используемых в исследовании нужных наук. У каждой из них свой
гигантский аппарат, свой "язык" в узком и широком смысле. Я не
выступаю здесь против специализации. Напротив, полнота знаний достигается
бесконечным сокращением поля. Можно всю жизнь плодотворно трудиться над
деталью. Но действует и обратный закон: необходим общий проект, общий чертеж,
пусть затем в детальной разработке все в той или иной мере изменится. Эта книга – лишь каркас,
остов. Но главы составляют целое. Именно конструкция целого поддерживает и
закрепляет главы, иначе мне не хватило бы жизни и на любую одну из них. Каждая
глава этой книги должна бы составить тему целой лаборатории, а каждая такая
лаборатория – контактироваться еще со множеством специалистов. Но кто-то
должен, сознавая всю ответственность общего чертежа новой конструкции, все же
его предлагать. Иначе частные дисциплины при отставании общей схемы подобны
разбежавшимся колесикам механизма, по инерции катящимся кто куда. Пришло время
заново смонтировать их, в перспективе – синтезировать комплексную науку о
человеке, о людях. Что касается начала
человеческой истории, то некоторые частные дисциплины, в особенности
палеоархеология и палеоантропология, полагают, что они и сейчас рассматривают
предмет комплексно и всесторонне. Но именно в этом самообольщении и состоит
беда. Автор данной книги не претендует сказать ни одного собственного слова ни
в морфологии и стратиграфии остатков ископаемых предков человека, ни в
морфологии и стратиграфии их каменных орудий или других находок. Но он идет
своим самостоятельным путем там, где в толковании их археологами и
антропологами, помимо их сознания, кончается их действительная компетенция и
воцаряется их уверенность в вакууме на месте смежных наук. Такое представление
в известной мере отвечает действительной неразвитости не столько самих этих
наук, сколько их приложений к плейстоценовому времени. Ни один зоолог не
занялся всерьез экологией четвертичных предков людей, а ведь систематика,
предлагаемая палеонтологами для окружавших этих предков животных видов, не
может заменить экологии, биоценологии, этологии. Ни один психолог или
нейрофизиолог не занялся со своей стороны филогенетическим аспектом своей науки,
предпочитая выслушивать импровизации специалистов по совсем другой части:
умеющих производить раскопки и систематизировать находки, но не умеющих
поставить и самого простого опыта в физиологической или психологической
лаборатории. Ни один квалифицированный социолог и философ не написал о
биологической предыстории людей чего-либо, что не было бы индуцировано в
конечном счете теми же палеоархеологами и палеоантропологами, которые сами
нуждались бы в этих вопросах в научном руководстве. |
||