Древние Боги
|
||
Получается замкнутый
круг. В концепциях и сочинениях археологов и антропологов, изучающих
палеолитическое время, лишь меньшую половину занимают поля, где они
профессионально компетентны, а большую половину – поля, где они еще не сознают
своей неправомочности. Это касается, с одной стороны, научной психологии,
социологии, теоретической экономии, с другой – современного уровня
зоологической науки, базирующейся как на эволюционном учении и генетике, так и
на биоценологии. Однако освещение ими этих обширных полей "чужой
земли", которая лишь кажется им "ничьей землей", всеми
принимается на веру и получает широкую апробацию и популярность. Как это исторически
сложилось? Антропологи сформировались как специализировавшиеся на человеке
палеонтологи, морфологи, анатомы. Но в науке об антропогенезе приходится
"попутно" трактовать вопросы, требующие совсем иной квалификации:
социогенез, глоттогенез, палеопсихология, экономическая теория. Способ мышления
этих наук, лежащих вне биологии, антропологам по характеру их подготовки далек.
Прямо наоборот обстояло дело с формированием археологов, занимающихся
палеолитом, однако результат весьма схожий. Палеолитоведение, как составная
часть археологии, приписано к гуманитарным наукам, представляется составной
частью исторической науки. Эти специалисты с величайшим ужасом рассматривают
надвигающуюся перспективу неизбежного перемещения их профессии в царство
биологических наук. Они к этому не подготовлены. Правда, каждый из них знаком с
геологией и фауной четвертичного периода, но исключительно в плане
стратиграфии. Все, подлежащее познанию
в гигантском комплексе естественнонаучных дисциплин, касающихся становления
человека, может быть поделено на три большие группы: а) морфология
антропогенеза, б) экология, биоценология и этология антропогенеза, в)
физиология высшей нервной деятельности и психология антропогенеза. Собственно
говоря, научно разрабатывается только первая группа в целом, но костный
материал в руках ученых все же редчайший. Из второй группы исследуется лишь
малый сектор: каменные (и из другого материала) изделия, остатки огня и жилищ,
при полном игнорировании жизни природной среды, особенно животных. Но с третьей
группой дело обстоит совсем плохо: тут перед нами почти нет действительной
науки. Многое придется
проходить по целине. В науке нет такого запретного соседнего или дальнего
участка, где висела бы надпись: "Посторонним вход запрещен". Ученому
все дозволено – все перепроверить, все испробовать, все продумать, не
действительны ни барьеры дипломов, ни размежевание дисциплин. Запрещено ему
только одно: быть не осведомленным о том, что сделано до него в том или ином
вопросе, за который он взялся. Разумеется, никто не может обладать доскональной
осведомленностью даже в одной специальности. Но от ученого требуется другое:
хорошо знать границы своего знания. Это значит – иметь достаточный минимум
информации вне своей узкой специальности, чтобы знать, что вот того-то ты не
знаешь. Это называется ориентированностью. Скромность не мешает дерзанию. Раз
ты ясно видишь предел своего знания, а ход исследования требует шагнуть на
"чужую землю", ты не будешь мнить, что она "ничья", а
увеличишь коэффициент своей осведомленности. Тем самым увидишь дальнейшие ее
рубежи и очертания того, что лежит за ними. |
||