Древние Боги
|
||
* * *
Если, с одной стороны,
эта книга предлагает альтернативу распространенному взгляду на происхождение
человека, то, с другой стороны, она служит альтернативой тенденции
ликвидировать историзм в науках о человеке. Не мешает ли, в самом деле, наука
об историческом становлении, изменении и развитии человека включить его как
нечто константное вместе с животными и машинами в закономерности и обобщения
более высокого порядка? Эта тенденция означает устремление к статике,
максимально возможное элиминирование генезиса и хронологической динамики. В этом
смысле можно говорить об ахроническом или агенетическом мышлении. Идея развития некоторым
буржуазным ученым сейчас представляется наследием XIX в., уходящим на
протяжении XX в. на склад и упокой из арсенала "большой мысли". В
освобождении от категории развития усматривают известный мыслительный выигрыш –
в уровне обобщения, ибо эта тенденция научной мысли сокращает прежде всего
генезис обобщаемых явлений и тем самым их "субстрат". Иными словами,
из поля зрения устраняется изменчивость явлений во имя их формализации и
моделирования. На переднем плане при
этом грандиозное расширение поля приложения математики и математической логики,
огромнейшие технические результаты. Но на заднем плане происходит пересмотр
проблемы человека. Кибернетика гигантски обогатила технику; ее побочный плод,
претензии "кибернетизма" в психологии обедняют науки о человеке. Весь
этот "великий потоп" можно выразить негативным тезисом: история не
существует или, точнее сказать, история не существенна. А поскольку наиболее
исторична именно история людей, современная "большая мысль" прилагает
чрезвычайные усилия для лишения ее этого неудобного качества – историзма. Внесено немало
предложений, как разрезать человеческую историю на любые структуры,
субструктуры, типы, модели, лишь бы они не изображались как необходимо
последовательные во времени. Соответственно понятие прогресса в буржуазной
литературе изгоняется из теории истории как признак старомодности, чуть ли не
дикарства. Поход против идеи прогресса следует представить себе как логически
необходимую составную часть наступающего фронта агенетизма. Сохранение же
категории прогресса (или, теоретически допустим, регресса) как обязательной
преемственности эпох и как общего вектора их смены было бы разъединением этого
фронта. Суть этого направления
научного мышления XX в. такова: достигнуто большое продвижение и расширение
применения математики и абстрактной логики путем формализации знания, но ценой
жертвы двух объектов знания, не поддающихся математике, – времени и человека. Что касается времени, то
сама теоретическая физика тщетно осаждает эту категорию. Время в общем пока
остается неизменяющимся и незаполненным, представляется постоянной координатой
мира, даже если бы в нем ничего не происходило, и сегодняшняя научная картина
мира мстит ему за это – по возможности избавляется от него, добиваясь
логического права переставлять явления во времени, как можно переставлять вещи
в неподвижном комнатном пространстве. |
||