Древние Боги
|
||
Дж. Бернал пишет:
"Язык выделил человека из всего животного мира". Кибернетики, бионики
и семиотики одни согласны с этим, другие несогласны. Что До лингвистов, они
давно понимают, что это так. Вот, например, что писал в конце своей жизни Л.
Блумфильд в статье "Философские аспекты языка": "Позвольте мне
выразить уверенность, что свойственный человеку своеобразный фактор, не
позволяющий нам объяснить его поступки в плане обычной биологии, представляет
собой в высшей степени специализированный и гибкий биологический комплекс и что
этот фактор есть не что иное, как язык... Так или иначе, но я уверен, что
изучение языка будет тем плацдармом, где наука впервые укрепится в понимании
человеческих поступков и в управлении ими". К сожалению, психология и
антропология в общем далеки от такого убеждения. В содержательной синтетической
книге Б. Г. Ананьева этому ядру человека, его речевому общению и речевой
деятельности в сущности не нашлось места, хотя и упоминается о важности
палеолингвистики для изучения антропогенеза. А в синтетической книге по антропологии
А. Барнетта нет и такого упоминания; тут ядра человеческого
рода – его речевой коммуникации – вовсе нет. В разных книгах по антропогенезу
эта тема, конечно, в той или иной мере трактуется, однако никогда не на
переднем плане и частенько не слишком-то профессионально. На последнем, VIII
Международном конгрессе по антропологии и этнологии (Токио, Задача состоит в том,
чтобы определить, во-первых, что именно мы понимаем под речью, речевой
деятельностью, фазией; во-вторых, установить тот этап в филогенезе человека, к
которому это явление (а не накопление его предпосылок) может быть приурочено. По первому вопросу
ограничимся здесь следующей формулой, однозначно отграничивающей человеческую
речь от всякой сигнализации или, если угодно, коммуникации и животных, и машин.
Специфическое свойство человеческой речи – наличие для всякого обозначаемого
явления (денотата) не менее двух нетождественных, но свободно заменимых, т.е.
эквивалентных, знаков или сколь угодно больших систем знаков того или иного
рода. Их инвариант называется значением, их взаимная замена – объяснением
(интерпретацией). Эта обмениваемостъ (переводимость, синонимичность) и делает
их собственно "знаками". Ничего подобного нет в сигналах животных.
Оборотной стороной того же является наличие в человеческой речи для всякого
знака иного вполне несовместимого с ним и ни в коем случае не могущего его
заменить другого знака. Эту контрастность можно назвать антонимией в
расширенном смысле. Без этого нет ни объяснения, ни понимания. По второму вопросу – о
филогенетической датировке появления речи – данные эволюции мозга и патологии
речи свидетельствуют, что речь появляется только у Homo sapiens. Более того,
можно даже отождествить: проблема возникновения Homo sapiens – это проблема
возникновения второй сигнальной системы, т.е. речи. На предшествующих уровнях
антропогенеза каменные "орудия" и другие остатки жизнедеятельности
ничего не говорят психологу о детерминированности этой деятельности речью.
Напротив, "орудия" нижнего и среднего палеолита среди одной популяции
своей стереотипностью в масштабах не только поколения, но сотен и тысяч
поколений говорят о полной автоматизированности действий при их изготовлении.
Отдельные экземпляры каждого типа варьируются по ходу изготовления в
зависимости от изломов, получившихся на камне, но не более чем варьируется
комплекс наших движений при осуществлении ходьбы, бега, прыганья в зависимости
от малейших различий грунта, посредством механизма обратной коррекции, – как
показано Н. А. Бернштейном в исследовании о построении движений. Изготовление
того или иного набора этих палеолитических камней было продуктом автоматической
имитации соответствующих комплексов движений, протекавшей внутри той или иной
популяции. Медленные спонтанные сдвиги в этой предчеловеческой технике вполне
укладываются в рамки наблюдений современной экологии и этологии над животными.
Для тех видов жизнедеятельности животных, когда последними изготовляются
материальные посредствующие звенья между собой и средой Маркс и Энгельс
употребляли понятие инстинктивного (в противоположность сознательному)
животного труда. Действительно, если тут и говорить о труде, то он качественно
отличен от человеческого труда. Это два разных понятия. Морган, исследования
которого о доисторическом обществе Маркс и Энгельс так высоко оценили, был
также и автором книги "Бобры и их труд". Такое словоупотребление было
тогда распространено. По представлению Энгельса, у животных предков человека –
"грядущих людей" (die werdenden Menschen) труд в этом биологическом
смысле возник за многие тысячи лет до речи, а общество возникло еще много
позже, чем речь. |
||