Древние Боги
|
||
Как известно, Маркс
высмеял инструментализм Б. Франклина, назвав его популярный афоризм:
"Человек есть животное, изготовляющее орудия", – характерным для века
янки. Это – "точка зрения обособленного одиночки...." Что же такое
труд как специфически человеческая деятельность в понимании Маркса в противовес
Франклину? Мы предполагаем труд в такой форме, в которой он составляет
исключительное достояние человека. Паук совершает операции, напоминающие
операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых
людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого
начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил
ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в
начале этого процесса имелся в представлении человека, т.е. идеально. Человек
не только изменяет форму того, что дано природой; в том, что дано природой, он
осуществляет вместе с тем и свою сознательную цель, которая как закон
определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинять свою
волю. И это подчинение не есть единичный акт. Кроме напряжения тех органов,
которыми выполняется труд, в течение всего времени труда необходима
целесообразная (целенаправленная. – Б.П.) воля, выражающаяся во внимании, и притом
необходима тем более, чем меньше труд увлекает рабочего своим содержанием и
способом исполнения, следовательно чем меньше рабочий наслаждается трудом как
игрой физических и интеллектуальных сил (по терминологии психологов, чем менее
он "аутичен". – Б.П.)
". Маркс указывает следующие "простые моменты" труда и именно в
следующем порядке: 1) целенаправленная деятельность, или самый труд, 2) предмет
труда, 3) средства труда. "Итак, в процессе труда деятельность человека
при помощи средства труда вызывает заранее намеченное изменение предмета труда.
Процесс угасает в продукте... Труд соединился с предметом труда". Здесь сто лет тому назад
начертана программа для антропологии, для учения о переходе от животных к
людям. К сожалению, развитие этой дисциплины пошло не в сторону сближения с
наукой психологией. Что "самый труд" характеризуется наличием у
человека сложного отличительного феномена цели, или намерения – осталось вне
исследования; все внимание было устремлено на рассмотрение костных останков
наших ископаемых предков в комплексе с данными археологии о материальных
остатках их жизнедеятельности. Подразумевалось, что форма камня, измененная их
руками, свидетельствует о соответствующем замысле, о цели, хотя никто не
говорит о замысле или цели птицы построить гнездо. Категория " цель
деятельности" не была предметом анализа антропологов. Между тем деятельность,
подчиненная цели, есть свойство сознания, а сознание, по словам Maрксa, "с
самого начала есть общественный продукт и остается им, пока вообще существуют
люди". Целеполагание как психическое свойство не прирождено индивиду.
Сознательная цель труда по той причине определяет действия работающего как
закон, которому он должен подчиняться, как внешний фактор по сравнению с
аутичной жизнедеятельностью, что она, сознательная цель, есть интериоризованная
форма побудительного речевого обращения, команды, инструкции. Аутоинструкция
может заменять инструкцию, данную другим лицом, – от этого она не утрачивает
своей генетически речевой природы. |
||