Древнеегипетские предания о потустороннем мире известны
с III тыс. до н.э. - со времен Древнего царства: "Тексты пирамид",
начертанные на стенах гробниц фараонов, повествуют о том, как усопший
царь в барке ночного Солнца свершает путь в глубинах подземного царства,
возрождаясь вместе с Солнцем к новой жизни. Затем в Египте произошло
то, что историки называют "демократизацией загробных верований".
В середине II тыс. до н.э., в эпоху Нового царства, усложненные, гораздо
более подробные, чем прежде, тексты появляются уже в гробницах людей
средней руки. Эти творения египетской религиозной мысли и называют обычно
"Книгой мертвых".
Действительно ли жрецы Нового царства ввели дополнительные описания
"того света"? Может быть, "демократизация загробных верований"
- это раскрытие таинств, прежде запретных для широкого круга людей?
Ведь загробный мир египтян - "царство Дуат" - находится не
в географическом пространстве. Это пространство мифа, и в нем одновременно,
в одном и том же месте, происходят смерть и рождение человека, закат
и восход Солнца, гибель и новое рождение Вселенной. В этом же реально-ирреальном
пространстве свершалось и посвящение в мистерии, которое воспринималось
как второе рождение человека. Об этом упоминает в "Метаморфозах"
Апулей, посвященный в мистерии Изиды: "Достиг я рубежей смерти,
переступил порог Прозерпины и вспять вернулся, пройдя через все стихии;
в полночь видел я солнце в сияющем блеске, предстал перед богами подземными
и небесными и вблизи поклонился им" (Апулей. Апологя. Метаморфозы.
Флориды. М., 1959, с. 311). Познавая законы ночного пути Солнца, египтянин
проникал в тайну рождения и созидания всего, что он видел вокруг, поскольку
единство мира было главным принципом мироустройства в мифологической
системе мышления.
До пас дошло несколько произведений эпохи Нового царства, которые можно
назвать "Книгой Ам-Дуат". Каждое из них разделяется на 12
частей - "часов ночи", 12 ступеней посвящения. Их можно понять
только в единстве текста и символических изображений: мифологическое
мышление синтетично.
Пожалуй, наиболее доступна для современного восприятия "Книга Ам-Дуат"
- "Книга того, что в Дуат". Предлагается она вниманию читателей
в переводе и с комментариями польского египтолога Анджея Нивинського.
Вслед за солнечной баркой мы проследуем по запредельному царству, где
не действует логика будничного мира, где исчезают привычные представления
о структуре пространства и времени, где властвует вечность. В конце
пути ждет радостное возрождение Солнца и человека, подобное раскрытию
лотоса. Но этот праздничный миг далеко. Итак, Солнце вступает в первый
час ночи...
"Послание из Сокрытого помещения. Места пребывания душ, богов,
теней и блаженных; а также то, что они делают. Начало - Рог Заката,
врата западного горизонта, конец - первичный мрак, врата западного горизонта".
Так звучит полное заглавие "Книги Ам-Дуат". Ее священный оригинал,
по представлениям египтян, записан на стенах "Сокрытого Помещения"
в царстве Дуат. "Рог Заката" - это гора, за которой садится
Солнце. Книга написана для того, "чтобы познать запредельные души,
познать, что они делают, познать их изменения для Ра. Чтобы познать
таинственные души и то, что они делают, чтобы знать находящееся в отдельных
часах и познать богов этих часов. Чтобы знать, к чему Он (Великий Бог.
- А. Н.) их призывает. Чтобы познать врата и дороги, по которым странствует
этот Великий Бог, чтобы познать течение часов и их божества. Чтобы познать
тех, которые преуспели, и тех, которые истреблены".
Итак, барка со "старым", вечерним солнечным богом вплывает
в подземный мир. На носу барки стоит Упуаут - "Отверзающий дороги",
рядом с ним - Сиа, персонификация творящего ума Великого Бога. Далее
- "Госпожа ладьи", богиня, направляющая ход барки во время
первого часа ночи. Посередине возвышается наос - вместилище бога Солнца,
названное просто "Телом" (египтяне обычно передавали абстрактные
понятия очень конкретными образами). На корме - солнечный бог Гор с
головой сокола, а за ним - изображенные шеренгой бог мудрости Тот, бог
Ху - персонификация божественного слова - и два божества, управляющие
рулем. Две богини с перьями на голове, стоящие перед баркой, - это "Две
Правды" (Маат), ибо в Дуат находятся не только блаженные, но и
осужденные души. От врагов солнечного бога защищают в первом часу ночи
"Тот - Который - Ранит" (фигура с ножом перед Маат) и три
змея, изображенные ниже.
Следующая группа фигур характеризует различные аспекты бога Солнца.
Мумия в короне - Озирис, "Владыка Запада", олицетворяет эсхатологический
аспект бога, львиноголовая Сехмет - его грозную силу. Фигура с головой
барана ("Великий Озаряющий") передает аспект солнечного блеска.
Четыре стелы, увенчанные человеческими головами, названы "Указаниями,
которые дает Ра" и соответственно также боги Атум, Хепри и Озирис
- четыре формы Великого Бога (Ра - владыка живых, Озирис - мертвых,
Атум - ночное Солнце, а Хепри - дневное).
На обоих берегах подземной реки - ликующие души усопших (по законам
построения египетского рисунка они оказываются вверху и внизу). Великий
Бог приветствует их, дает животворные указания и оделяет блаженных материальными
благами. Ему помогают в этом своеобразные "снабженцы" (изображены
перед тремя змеями). Группа обезьян вверху - это стражи первых врат,
отделяющих день от ночи. Подобная группа внизу - как бы "оркестр",
сопровождающий вступление солнечной барки. Двенадцать кобр, извергающих
огонь, рассеивают мрак, царящий в Дуат.
Да, "старое Солнце" вступило в Дуат, умерло, но уже в нервом
часу ночи ему сопутствует элемент грядущего воскресения из мертвых -
образ утреннего Солнца, священный скарабей, плывущий в барке, где ему
поклоняются два божества. Бег времени в царстве вечности символизирует
фигура перед поднявшимся на хвост змеем, держащая в руке слегка изогнутую
"волшебную палочку" - "Тот - Кто - Измеряет - Часы".
Ниже - изображения, означающие достижение границ первого часа ночи.
Это межевой столб, увенчанный рогами ("Тот - Что - Разделяет -
Долину"), и божество, обращенное навстречу всей процессии, - "Тот
- Кто - Запечатывает - Землю" - служитель, замыкающий врата первого
этапа странствия Солнца.
А вот текст краткого варианта "Книги Ам-Дуат", повествующий
о первом часе ночи: "Этот бог вступает в землю, во врата закатного
горизонта. Сто двадцать итеру (1 итеру = 10,5 км. - А. Н.) предстоит
ему пройти в этой сфере, прежде чем он достигнет богов загробного мира.
"Долина Ра" - имя первого поля Дуат. Здесь он наделяет землями
богов, которые ему сопутствуют. В этой сфере он начинает давать указания
и заботиться об усопших. Это исполнено в соответствии с образцом, что
в Сокрытом Помещении Дуат. Кто знает эти образы, сам уподобляется Великому
Богу. Это благоприятно для него на земле, поистине прекрасно! Необычайно
полезно это для него в Дуат. "Тот - Что - Раскалывает - Лбы - Врагов
- Ра" - имя этого первого часа ночи, который сопутствует в этой
сфере этому богу".