В первом часу ночи солнечная процессия только формировалась.
Начиная со второго часа, она уже действительно вступает в подземные
царства, которыми управляют различные божества - покровители мертвых.
Первое из этих царств - Уэрнес. Барка, изображенная четвертой слева,
называется "Та - Которая - Несет - Уэрнес". В барке - символ
богини Хатор, поэтому можно допустить, что именно она управляет этой
сферой запредельного мира А вот что говорит нам текст.
" Пребывание Великого Бога в Уэрнес. 309 итеру составляет длина
этого царства, 120 итеру - ширина. "Души - Из - Дуат" - имена
божественных существ в этом царстве. Тот, кто знает их имена, пребудет
с ними, и этот Великий Бог оделит его землями в царстве Уэрнес. Он будет
останавливаться вместе с "Тем - Который - Останавливается",
будет следовать за этим Великим Богом. Будет он входить в землю и раскрывать
Дуат, будет отсекать локоны "Курчавым". Пройдет он рядом с
"Пожирателем осла" следом за Маат (богиня Истины. - Е. Л.),
которая оделяет землями. Всегда будет он .есть хлеб на Барке Земли.
Будет дан ему передний канат Татуби (эпитет бога Солнца, чью барку покойный
будет тянуть на канате. - Е. Л.). Эти души из Дуат нарисованы в своих
формах в сокрытом Помещении. Начало письма - на западе. Будет им слагаться
жертва на земле в их именах. Это полезно человеку на земле, поистине
прекрасно миллион раз! Тот, кто знает слова, которые эти боги из Дуат
говорят этому Богу, и слова, которые этот Бог говорит им, - тот приближается
к запредельным. Это полезно ему на земле, поистине прекрасно! Имя часа
ночи, который сопутствует Богу в этой сфере: "Мудрый - Который
- Охраняет - Своего - Владыку".
Текст требует пояснения. Уэрнес значительно больше того преддверия иного
мира, которое было описано в первой части книги. Уэрнес обширнее и географического
Египта: около 1250 км в ширину и 3200 км в длину! Это обводненная местность
с плодородными полями. Там обитают блаженные души, которые сбегаются
на весть о приближении божественной процессии.
В процессии пять ладей. О Барке Солнца мы уже знаем; теперь на ней появились
еще две "кобры: Изида и Нефтида. Процессию ведет за собой ладья
месяца с богом Тотом. Там видны две формы, соответствующие двум фазам
Луны: месяц и диск. На следующей барке - эмблема богини Хатор. В носовой
части барки - скарабей, уже знакомый нам. О третьей ладье (с крокодилом)
трудно что-либо сказать, так как нет поясняющего текста. В четвертой
ладье - три божества, два из которых (стоящие) носят имена богов хлеба,
что подтверждается стилизованными изображениями колосьев. "Экипаж"
этой барки и некоторые персонажи из нижнего регистра (с колосьями в
руках или на голове) связаны с мотивом раздачи земель Великим Богом.
В этом часу господствует непроницаемая тьма; путь освещают персонажи
со звездами. Из тьмы к Богу летят голоса различных существ, которые
славят его приветственным гимном. Великий Бог их не видит, но обращается
к ним, давая указания, которые свидетельствуют, что мертвые в Уэрнес
ожили, освободились от погребальных пелен, могут свободно двигаться
и принимать дары Бога.
Все это касается и живых. Тот, кто знает суть "Книги", уподобляется
счастливцам из Уэрнес, может присоединиться к солнечной процессии и
устремиться через Дуат, останавливаясь там же, где и Бог. Упоминание
о "Курчавых" связано с препятствием, которое может возникнуть
вскоре после преодоления врат Дуат. "Курчавые" - это четыре
ветра в образе кудрявых юношей (или с "юношеским локоном"
на лбу). Они могут преградить дорогу Солнцу, которое их укрощает, хватая
за волосы или отсекая локоны.
"Пожиратель осла" - персонаж с головой быка, который сидит
на троне (в нижнем регистре) с ножом в руке. Осел был посвящен Сету,
врагу и убийце Озириса. Каждый, кто стремится в рай с нечистой совестью,
уподобляется врагу Озириса. Его ждет смерть от "Пожирателя осла".
Тот же, кто чист (а только чистый в состоянии познать суть "Ам-Дуат"),
спокойно пройдет мимо грозного демона.
В Уэрнес изображены еще несколько персонажей, чьи имена говорят о том,
что в этом царстве ни один враг Солнца или Озириса не имеет шансов спастись.
Вот примеры: "Та - Что - Пожирает - Мертвых", "Тот -
Кто - Вызывает - Падение, Кто - Отсекает - Тени", или "Тот
- С - Могучим - Плечом - Который - Бьет - Своих - Врагов". И судки
умерших, сидящие в ряд, напоминают о возможной гибели грешника. Эта
двойственность запредельного мира соответствует извечному противостоянию
добра и зла, что нашло выражение в мифе об Осирисе и Сете, о борьбе
с Сетом мстителя Гора. В своей основе оба эти божества имели позитивный
характер, что не отрицает некой демоничности Сета. "Общий знаменатель"
для них - связь с Осирисом, на что в этой части "Книги Ам-Дуат"
указывает двуглавый персонаж в верхнем регистре - с головами сокола-Гора
и Сета. Рядом находятся: уже знакомая персонификация "Указаний
Озириса" (стела с человеческой головой) и два жезла Осириса - символы
его власти в Царстве Мертвых. В верхнем и нижнем регистрах - еще несколько
образов, которыми воображение египетских теологов населило Уэрнес. Мы
же вместе с Солнцем отправимся дальше, простившись с замыкающим врата
стражем, чье грозное имя звучит так: "Тот - Кто - Из - Двойного
- Пламени".