Глава 1
Начало изречений выхода днем, возношений и прославлений, выхода и сошествия
в сияющий Херет-Нечер на прекрасном Западе. Говорится в день
погребения. Вход после выхода.
Говорит Осирис N: «О, боги Запада» — говорит
Тот — «Царь вечности, который там (во мне)! Я — Бог защиты. Я
сражался перед тобой ради тебя. Я один из этих богов Совета, защитивших
Осириса от его врагов в день суда. Я — из твоих людей, Осирис.
Я один из этих богов, детей Нут, которые убивают врагов Осириса
и отражают мятежников от него. Я — из твоих людей, Хор6. Я сражался
за тебя. Я заступился за твое имя. Я — Тот, защищавший Хора от его врагов
в судный день в Великом Зале суда в Гелиополе. Я — бусириец, сын бусирийца.
Я был зачат в Бусирисе и родился в Бусирисе. Я был с плакальщиками Осириса,
женщинами, которые оплакивали Осириса на Берегу Прачечников. «Защити
Осириса от его врагов» — сказал Ра7 Тоту. — «Защити Осириса от его врагов»
— сказал он, и я, Тот, сделал это. Я был с Хором как спаситель левого
плеча Осириса, которое находилось в Летополе, входя и выходя из пожирающего
пламени в день изгнания мятежников из Летополя. Я был с Хором при справлении
праздников для Осириса и подношений Ра, праздников 6-го и 7-го дня в
Гелиополе. Я был жрецом в Бусирисе, возвышенным на холме. Я был пророком
Абидоса в день, когда вышла земля [после разлива Нила (?). — А. Ч.].
Я был одним из тех, кто видел тайны в Ра-Сетау8. Я был чтецом ритуала
Барана в Мендесе. Я был жрецом-семом с его обязанностями. Я был начальником
мастеров в день, когда барка Хену9 была поставлена на полозья. И это
был я, кто взялся за мотыгу в день вспахивания земли в Гераклеополе.
О вы, несущие чистые души в Дом Осириса, возьмите мою
душу с собой в Дом Осириса, чтобы она могла видеть, как видите вы, слышать,
как слышите вы, стоять, как стоите вы, и сидеть, как сидите вы. О вы,
кто даете хлеб и пиво чистым душам в Доме Осириса, давайте хлеб и пиво
день и ночь моей душе, которая теперь с вами. О вы, кто открывает пути
и расчищают тропинки для чистых душ в Доме Осириса, откройте для меня
путь и расчистите мне тропинки для моей души, которая с вами. Она входит
в ярости, но выходит в мире из Дома Осириса без препятствий или задерживания
ее. Она входит хвалимая и выходит любимой и ликующей, ее слуги представлены
в Доме Осириса. Я шел туда, чтобы никаких недостатков моих не было найдено
и весы были свободны от их преступлений10.
Ты испытывал меня много месяцев. Моя душа была допрошена
моим сердцем, которое нашло, что эти мои слова на Земле были правдивы.
Вот я перед тобой, Владыка Богов. Я достиг Озера Двух Истин11, рассветая,
как живой Бог, и сияя, как Эннеада12, которая пребывает на небе. Я существую
как один из вас; возвышен мой путь в Хераха. Я вижу Августовский Орион13;
храню Первозданный Хаос. Я не повернут назад, я вижу Владыку Дуата.
Я обоняю пищу Эннеады, я сижу с ними. Жрец ритуала призывает для меня
саркофаг; я слышу список приношений. Я вступаю на барку Нешмет беспрепятственно,
моя душа с ее [барки. — М. Ч.] владыкой14.
Привет тебе, правящий над Западными [т. е. умершими.
— М. Ч.], Осирис, обитающий в Тинитском номе. Ты дашь мне пройти в мире
на Запад. Владыки Тайной земли принимают меня и трижды хвалят меня в
мире. Они дают мне место позади Старшего в Совете. Кормилица принимает
меня днем и ночью. Я поднимаюсь перед Ун-Нефером. Я сопровождаю Хора
в Ра-Сетау и Осириса в Мендес. Я принимаю любую форму, какую пожелаю
в любом месте, каком бы мой Ка ни захотел.
Тот, кто знает этот свиток на Земле или помещает его
написанным в гроб, выходит днем в любой форме, какой пожелает, и возвращается
на свое место беспрепятственно. Данное ему — хлеб и пиво и куски мяса
с алтаря Осириса. Он входит в мире на Поля Иалу15. Знающему этот приказ
того, кто в Мендесе, — ячмень и пшеница будут даны там, поэтому он будет
преуспевающим, каким он был на Земле. Он удовлетворит свое желание подобно
этим 9-ти богам, находящимся в Дуате16.
Воистину замечательное изречение, испытанное миллионы
раз.
Глава 2
Изречение выхода днем и жизни после смерти.
Говорит N: — О, Единственный, кто восходит, как Луна.
О, Единственный, кто сияет, как Луна; Пусть N выходит вместе с этой
твоей толпой. Освободитель их — в Солнечном Свете17 — открывает им Дуат.
Вот N выходит днем, чтобы делать все, что может пожелать при жизни.
Глава 3
Изречение, подобное предыдущему.
Говорит N: — О, Атум18, выходящий как Властелин бушующего
потока, прославленный, как Рути19. Молитвенно обратись к Прародителям:
приходит N, как один из тех, кто посреди них; он отдал приказ экипажу
[ладьи] Ра вечерней порою. Живет Осирис N после смерти; подобно Ра,
каждый день. Той, которой был рожден Ра, был рожден и Осирис N. Каждый
бог радуется, что живет Осирис N, подобно тому, как радуются они, что
живет Птах20, выходящий из Великого Дворца в Гелиополе.
Глава 5
Изречение, чтобы не давать человеку делать работу в Херет-Нечер.
Говорит N: Я судящий Оцепеневших [т. е. умерших. —
М. Ч.], вышедший из Гермополя [т. е. бог Тот — М. Ч.]. Я живая душа
и живу внутренностями бабуинов21.
Глава 6
Изречение, заставляющее ушебти22 работать для человека в Херет-Нечер.
Говорит N: — О этот ушебти! Если Осирис N будет призван
выполнять любую работу, какую выполняют там, в Херет-Нечер, и будут
тяготы ему там, как человеку, несущему свои обязанности, ты должен взять
на себя все эти работы, которые делаются там: возделывать поля, обустраивать
берега, перевозить через реку песок с запада на восток. «Я сделаю это.
Я здесь!» — скажешь ты.
--------------------------------------------------------------------------------
Примечания
[1] Херет-Нечер — общее название загробного мира. Иногда обозначает
гробничные росписи, мир изображений, а также самый некрополь.
[2] N — здесь и далее имя покойного, обладателя «Книги Мертвых».
[3] Тот — бог мудрости и искусств, создатель иероглифического письма.
Главный бог и покровитель города Гермополь. Во время посмертного суда
записывал показания божественных весов. Представляется в образе павиана,
ибиса или в антропоморфном облике с головой ибиса.
[4] Осирис — владыка Загробного мира. Имеет множество имен, самое частое
— Ун-Нефер, «Существующий Прекрасным». Согласно греческому историку
Плутарху, Осирис когда-то был царем Египта. Он был мудрым и справедливым
властителем, научившим людей земледелию. Был коварно убит своим братом
Сэтхом и его сообщниками. Сэтх разрубил тело Осириса на части и разбросал
их по всей стране. Исида, верная и любящая сестра и жена Осириса, собрала
их, а бог Анубис соединил их и изготовил из тела Осириса первую в истории
мумию. После этого Исида чудесным образом зачала от мертвого мужа сына
Хора. Когда Хор подрос, он вступил в смертельную схватку с Сэтхом и
одолел его. Получив по праву трон своего отца. Хор оживил Осириса, дав
ему проглотить свое Око, но тот уже не вернулся на Землю и царствует
над умершими, верша над каждым новопреставленным справедливый суд. Во
время этого суда на одну чашу весов клали перо — символ богини Маат
(справедливость, истина, правда, мировой порядок), а на другую — сердце
покойного. Если весы оставались в равновесии, это означало, что сердце
не отягощено грехами. Тогда покойный объявлялся «правдивым голосом»
и отправлялся на Поля Хотеп (Поля Мира), где его ожидали встреча с родными
и близкими и вечное блаженство. Если же сердце перевешивало правду,
то это означало, что оно преисполнено грехов. В таком случае покойного
ожидал окончательный конец — его пожирало страшное чудовище Амаит, жуткий
гибрид льва, крокодила и гиппопотама. Во время суда Осирис сидит на
троне в окружении сорока двух богов. Похоже, что суд приурочен к прибытию
Ра в загробный мир, так как он изображается присутствующим на суде,
являясь, по сути, верховным судьей всех, живущих на Земле. Осирис был
первым существом, победившим смерть, и после него подобная участь уже
могла ожидать каждого. В текстах покойный именуется «Осирис N». Тем
самым подчеркивается, что как воскрес Осирис, так воскреснет и почивший.
Часто можно прочитать, что слово «Осирис» было синонимом слова «покойный».
Думаю, что здесь в первую очередь подчеркивалось как бы уже декларированное
воскресение умершего.
[5] Нут — богиня неба. Представлялась в облике женщины, склонившейся
над Землей, или небесной коровы.
[6] Хор — солнечный бог, сын Осириса и Исиды. Представлялся в образе
сокола или антропоморфной фигуры столовой сокола. Как солнечный бог
он представлялся в виде крылатого солнца.
[7] Ра — бог солнца, фактически главный бог египетского пантеона. Центром
его культа был город Гелиополь, но почитался он во всем Египте. Воплощался
в образе сокола или кобчика. Ра отождествлялся с гелиопольским Атумом
и объединялся с ним в божество Ра-Атум. Так же он объединялся с Хепри
и образовывал единого солнечного бога Хепри-Ра-Атума, где Хепри символизировал
утреннее солнце, Ра — дневное, а Атум — вечернее. Днем Ра плывет по
небу на своей дневной барке Манджет, а вечером пересаживается в ночную
барку Месектет. В этой барке он спускается в Дуат, где ему приходится
вступать в бой с силами мрака и хаоса, в первую очередь с гигантским
змеем Апопом. Побелив их, Ра привносит свет и тепло в Дуат. Обитающие
там покойники радостно приветствуют Ра и, ликуя, провожают его до Срединных
Врат на Полях Иалу, через которые он возвращается в мир земной. Вместе
с Ра, на его барке этот путь проделывает и оправданный на загробном
суде человек, управляя канатами божественной ладьи. Ра создал людей:
однажды он заплакал, и из его пролитых слез возникли люди.
[8] Ра-Сетау — дословно «Дверь Протаскивания». По всей видимости, это
проход в иной мир, через который Ра попадает туда. Когда это происходит,
на Земле наступает ночь. Через этот проход отправляются и души умерших.
Пересекая границу между мирами, человек «рождается» в ином мире. Поэтому
в «Книге Мертвых» покойный несколько раз заявляет: «Я родился в Ра-Сетау».
Владыкой Ра-Сетау был бог Сокар. Там же покойный получал своего первого
помощника — бога Уп-Уаута («Открыватель Путей») в облике черного шакала
или собаки.
[9] Барка Хену — ладья бога Сокара. Во время праздников, посвященных
этому богу, его изваяние помещалось в барке Хену, установленной на полозья,
и торжественно возилось вокруг полей в сопровождении толп людей с гирляндами
цветов на шеях.
[10] Имеются в виду весы, на которых взвешивается сердце покойного во
время посмертного суда.
[11] Озеро Двух Истин: находится в Аменти (первый регион иного мира).
Посреди этого озера располагается Остров Правды, на котором находится
Зал Двух Истин, где вершится посмертный суд.
[12] Эннеада — «Девятка». Изначальные девять богов города Гелиополь:
Атум, Шу, Тефнут, Геб, Нут, Осирис, Исида, Сэтх и Нефтис. По образцу
гелиопольской девятки создавались свои эннеады и в других центрах.
[13] В данном случае — одно з имен Осириса.
[14] Т. е. с Осирисом.
[15] Поля Иалу — «Поля Камыша», второй по счету регион загробного мира;
находятся где-то в районе земного Абидоса. Поля Иалу — последний этап
в посмертном странствии души. Здесь находится дом Осириса с двадцатью
одним пилоном (вратами). Посреди Полей Иалу растут две сикоморы из бирюзы,
между которыми проплывает в своей барке Ра-Атум, так как над ними находятся
Срединные Врата Неба, ведущие на восточный горизонт. Поля Иалу обнесены
металлической стеной и окружены длинной и бесконечно широкой рекой,
в которой нет ни рыб, ни змей. На этих полях оправданный на посмертном
суде покойный трудится каждый божий день. Здесь растут ячмень и пшеница
сказочной высоты, которые покойный должен посадить, вырастить и собрать.
[16] Дуат — загробный мир. Был одной из составных частей вселенной (небо,
земля, Дуат, вода, горы). Дуат, похоже, располагается за пределами видимой
реальности; во всяком случае, его нельзя однозначно отнести ни к подземному
миру, ни к небесному. Это область «совсем глубокая, совсем темная и
бесконечная». В общих чертах Дуат повторяет земной Египет, но, судя
по всему, он в десятки раз превосходит его по площади. К тому же Дуат
— это свернутое в кольцо пространство, образованное согнутым телом Осириса:
так Дуат часто изображался на папирусах и стенах гробниц. Попасть в
Дуат можно через проход в скалах на западном берегу Нила в районе Абидоса.
В Дуате имеются пещеры, озера пламени, где сжигаются души, тела и даже
тени грешников. Но в Дуате имеются и приятные места, а именно Поля Хотеп
(«Поля Мира», т. е. поля вечного блаженства с Полями Иалу), которые,
судя по всему, занимают всю «позитивную» часть Дуата. В Дуат каждую
ночь приходит бог Ра на своей солнечной барке. За двенадцать часов ночного
плавания Ра проходит весь Дуат, достигает Полей Иалу и сквозь Срединные
Врата возвращается на восточный горизонт неба.
[17] Каждую ночь, во время своего двенадцатичасового плавания через
Дуат, Ра вступает в смертельную схватку с силами мрака и с помощью своих
спутников побеждает их, вызывая радость и ликование обитателей Загробного
мира, подобно тому как он разгоняет тьму над Землей, когда, пройдя Срединные
Врата Полей Иалу, вновь появляется на восточном горизонте. Ночному путешествию
Ра через мир иной посвящено специальное произведение, носящее название
«Ам-Дуат» («То, что в Дуате»). В этой книге о топографии Загробного
мира говорится подробнее, чем в «Перэт эм херу», особенно о том, что
касается описаний египетского «ада» — пылающих котлованов или котлов,
в которых сжигаются тела, души и тени грешников.
[18] Атум — бог солнца, демиург, глава и создатель гелиопольской эннеады.
Один из древнейших богов Египта. По гелиопольской космогонии Атум возник
из предвечного океана-хаоса Нуна. Один, без женской пары, он породил
первую чету богов: Шу (воздух) и Тефнут (влага), от которых впоследствии
произошли остальные боги. Во многих текстах Атум выступает как вечернее
солнце, отождествляясь с Хепри (утреннее солнце) и Ра (дневное), а часто
выступает как триединый бог Хепри-Ра-Атум. Имя «Атум» одновременно означает
«Все» и «Ничто». Изображался в антропоморфном облике.
[19] Рути — пара богов в облике львов; отождествлялись с Шу и Тефнут.
Им принадлежали утренняя и вечерняя солнечные барки, поэтому покойный,
отождествляясь с ними, получал возможность путешествовать вместе с богом-солнцем.
Рути часто воспринимались как единое божество.
[20] Птах — главный бог и покровитель города Мемфис, однако почитался
во всем Египте и даже за его пределами, в Нубии, Палестине, на Синае.
Согласно мемфисской космогонии, Птах был демиургом и создал Вселенную
и все, что ее наполняет, с помощью творящего божественного слова. Все,
что должно было возникнуть, появилось сначала в его сердце, а затем,
будучи названным Богом вслух, воссуществовало. Птах представлялся всегда
антропоморфно: в виде стоящей мумии с посохом в руках и погребальным
чепцом на голове.
[21] Т. е. питаюсь ими.
[22] Ушебти — «ответчик». Небольшая фигурка, помещавшаяся в гробницу
с целью заменить покойного в работах на Полях Иалу. Когда покойный призывался
на работы, ушебти должен был ответить за него «Я здесь!» и отправиться
в поле. Судя по всему, ушебти — близкая аналогия волшебным куколкам
наших сказок, выполнявшим за героя или героиню различные «трудные задачи».
Ушебти изготовлялся в виде мумии с открытыми головой и руками, в которых
он держит мотыгу. Чаще всего ушебти бывают деревянными или керамическими.