В образе Тота слиты различные древние предания. Значение
этого имени (египетское Джехути) неясно. Наличие головы ибиса у бога
указывает на Дельту как на его родину; 15-й нижнеегипетский ном имеет
знак ибиса в качестве эмблемы нома. В историческое время главным местом
культа Тота был Гермополь, где он слился с более ранним богом-павианом
Хец-уром и принял его облик. Тот - хозяин луны, в позднее время получил
прозвище "серебряный Атон". Видели ли египтяне в луне сидящего
на корточках павиана (подобно нашему человеку) и в клюве ибиса символический
намёк на серп луны, доказать нельзя. В одном мифе рассказывается, что
Тот якобы возник из головы Сета, после того как последний по ошибке
проглотил семя Гора. Космический подтекст этой картины ясно выражает
египтолог Боннэ; "Посредством силы бога света из Сета, силы тьмы,
вырывается диск полной луны". Отношение к луне позволяет Тоту стать
"хозяином времени" и "счётчиком городов". Отсюда
его атрибуты - письменные принадлежности и пальмовая ветвь. В различное
время Тота называли языком или сердцем Ра. Как защитник Осириса, он
становится также помощником умерших, что вело к его сравнению с Гермесом
при переходе к греческой мифологии.